Перейти к основному содержанию

Современные тенденции в мире программ МВА

Бизнес-образование сегодня очень динамично и стремительно развивается, появляется множество всевозможных нововведений, обусловленных потребностями рынка образовательных услуг. Сегодня представляется возможным выделить следующие тенденции, которые наблюдаются в мире программ МВА.

Тенденция 1. Инновационные методы обучения.

В мире программ МВА всегда актуален вопрос эффективности бизнес образования, которая достигается, в том числе с помощью внедрения инновационных технологий и методов обучения. Обычно на курсах МВА занятия проходят в формате «activestudy», который подразумевает максимальное вовлечение обучаемого в процесс и требует от преподавателей высокого профессионального мастерства.

В основном сегодня в бизнес-образовании применяются следующие методы практико-ориентированного обучения:

  • бизнес-симуляции;
  • ролевые и сюжетно-ролевые игры;
  • тренинги;
  • применение метода бизнес-кейсов;
  • проектный метод;
  • консалтинговые исследовательские проекты (некоторые из них финансируются заинтересованными компаниями);
  • написание магистерских диссертаций;
  • применение технологий e-learning и т.д.

Отметим, что на программе школы бизнеса в Минске МВА ИБМТ БГУ преподавателями активно используются все из вышеперечисленных методов обучения, что позволяет студентам усваивать учебные курсы быстрее и эффективнее.

Наряду с этим, ведущие школы стремятся сократить количество лекций и дать студентам больше практики и часов на самостоятельную работу. Преподаватель выступает в роли бизнез-коуча, направляя работу над проектами, акцентируя внимание не только на достижении учебных целей, но и на формировании лидерских качеств студентов, стремится привить им опыт работы в команде.

Тенденция 2. Внедрение новых курсов и способов обучения.

В учебных программах МВА среди обязательных предметов, все чаще появляется курс бизнес этики (частично можно встретить название CorporateSocialResponsibility). Главная причина введения этого курса состоит в том, что выпускники программ МВА со временем занимают ключевые должности в крупнейших мировых компаниях. Это, в свою очередь, означает, что от этих людей будет зависеть принятие ключевых стратегических решений. И поэтому важно сформировать представление о том, что не только прибыль важна для компании, но также и забота об окружающей среде, людях и прогрессе обществе в целом. Во многих школах выпускники даже приносят торжественную клятву, обещая соблюдать этические нормы ведения бизнеса, а также способствовать социальному процветанию и благополучию.

Например, в ИБМТ БГУ (при поддержке фонда «Словак Аид») успешно реализуется проект по обучению преподавателей программы способам внедрения в свои учебные курсы MBA тем, связанных с корпоративной и социальной ответственностью.

Тенденция 3. Изучение реальных возможностей для создания и развития бизнеса в других странах.

Одна из новых тенденций в мире МВА (в основном она существует в бизнес-школах США), тесно связанная с глобализацией экономики – это возможность отправиться изучать реальные возможности для создания и развития бизнеса в других странах.

Обычно на последнем курсе программы студентам предлагается поехать в Китай, Индию, а так же другие развитые (перенять опыт, изучить инновации и т.д.) или развивающиеся страны (проанализировать рынок на предмет перспектив создания собственного бизнеса). В некоторых бизнес-школах такая программа входит в стоимость программы курса (например, в швейцарской IMD).

Тенденция 4. Программы МВА в азиатском и восточно-европейском регионах.

В последние годы наблюдается всплеск программ МВА в азиатском и восточно-европейском регионах, что связано не только с мировым финансовым кризисом, но также и со стремительными темпами развития бизнеса в этих регионах мира. Здесь важно отметить, что школы в таких странах, как Китай, Турция, Южная Корея, Япония, Россия, Беларусь и т.д., привлекают студентов более низкими стоимостями обучения, а также важны для тех, кто видит свои карьерные перспективы в этих регионах.

Тенденция 5. Отношение к выпускникам программ МВА и ALUMNICLUBS.

Окончив бизнес школу на западе, студенты не прощаются с ней навсегда по нескольким причинам.

Во-первых, поддержание контакта дает возможность обучаться на краткосрочных семинарах и курсах этой школы, т.е. обновлять свои профессиональные навыки (естественно, пользуясь при этом существенной скидкой).

Во-вторых, для выпускников, занимающих высокие должности, считается почетным и престижным делом поддержать свою «ALMAMATER», спонсируя развитие школы.

В-третьих, сами школы активно занимаются своими выпускниками, проводя семинары и конференции, занимаясь их дальнейшим развитием, а также организуя ряд всевозможных мероприятий, которые способствуют более близким дружеским контактам выпускников, которые часто стремятся помогать друг другу в решении сложных проблем бизнеса.

В Беларуси выпускники программы МВА Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ создали «Просветительский клуб МВА», создающий пространство для общения выпускников программы разных лет.